Алиев намеренно выбрал день, следующий за получением премии «Заида», для оглашения пожизненных приговоров. По одной простой причине — чтобы унизить армянский народ.
Накануне перед камерами произошел акт публичного унижения делегации, когда представители Армении пошли на поклон к Алиеву, который неподвижно и властно доминировал в этой обстановке.
Ничто не мешало Николу при получении награды сказать: «Спасибо, но я не могу принять это в полной мере, потому что в бакинских тюрьмах удерживаются мои соотечественники». Ничто не мешало сказать, что это не полноценный мир и не полноценная награда, пока в это же самое время разрушаются армянские церкви, города и села, пока сотни тысяч армян лишены права посещать могилы своих родных и входить в свои дома.
Ни международное право, ни международный этикет этого не запрещали. «Запрещало» лишь одно — агония морали в Армении и отсутствие внутреннего давления.
В предстоящих выборах моральный компонент должен стать доминирующим. Не стоит думать, что одними лишь социально-экономическими обещаниями мы сможем добиться крупного перелома в общественных настроениях.
Не нужно бояться, не нужно избегать того, чтобы ставить армянского избирателя, все электоральные слои, перед моральным выбором. Заставим их обидеться, заставим почувствовать неловкость, заставим не бояться признать, что нас унижают. Именно этим — моральным компонентом — можно добиться перелома в среде решающего электората: тех 60% безразличных и неопределившихся. Более того, это нужно сделать даже в среде того неопределенного электората, что остался от прежних «680 тысяч». Баграт Србазан говорит: «Храм победит улицу, духовная Армения победит реальную — ложную Армению».
Это не «Реальная Армения», сколько бы ни звучал этот лозунг. Это самая настоящая ложная Армения, где нас унижают — демонстративно, цинично, а мы делаем вид, что не видим, не замечаем, не чувствуем унижения.
Социальными и экономическими программами можно изменить сегментарные настроения, но массовый (переломный) сдвиг в общественных настроениях возможен исключительно через нематериальные идеи. Возможно, часть избирателей действительно голосует «согласно содержимому холодильника», но это не оправдание для оппозиционных политических и общественных сил. Напротив, это серьезный вызов — проложить такие идеологические коридоры ко всем слоям общества, которые смогут вывести даже «голосующего холодильником» в иную плоскость.
Послевоенная ничтожность нам действительно не к лицу, и для этого нужно показать реальный источник этой немощи, который находится за пределами холодильников. Уважение к избирателю должно диктовать: поднять его на несколько горизонтов выше, откуда действующие власти постоянно пытаются его столкнуть, превращая в «хорошо питающееся и хорошо живущее» млекопитающее. Важно, чтобы антиправительственные системы имели глубокое понимание всего этого.
Ваге Ованнисян
Группа «Альтернативные проекты»