5.12.2025
Единственное целеполагание ЕС во взаимодействии с Арменией — ущерб отношениям с Россией
prev Предыдущие новости

МИД РФ подверг критике позицию властей Армении в переговорном процессе по Карабаху

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала ИАЦ VERELQ публикацию правительством Армении ряда документов переговорного процесса по урегулированию Карабахского конфликта и утверждения армянских властей, что переговоры по урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ велись исключительно в рамках территориальной целостности и суверенитета Азербайджана.


Она также ответила на вопрос, изменилась ли позиция России с момента опубликования в январе 2021 года ответа российского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ, Игоря Попова на вопрос СМИ относительно статьи премьер-министра Армении Никола Пашиняна «Истоки 44-дневной войны». Где он напомнил, что предложения Минской группы ОБСЕ предусматривали в качестве конечной цели: «определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем проведения в сроки, согласованные сторонами, под эгидой ООН или ОБСЕ всенародного голосования, выражающего свободное волеизъявление населения Нагорного Карабаха и имеющего юридически обязательный характер в соответствии с нормами и принципами международного права. При этом формулировки вопроса или вопросов, выносимых на голосование, не будут ничем ограничиваться, а любой результат голосования будет уважаться сторонами».


«Да, мы обратили внимание на эту информационную акцию. Прежде всего, мне кажется, надо отметить очевидное: в Ереване пренебрегли просто этическими нормами, разгласив рабочие материалы тройки сопредседателей Минской группы (ОБСЕ), и тем более переписку глав государств без надлежащего согласования с заинтересованными сторонами. При этом, раз так они уже сделали, мы можем это комментировать. И мне кажется, как раз все опубликованные документы несколько разбивают те тезисы, которые официально Ереван в последнее время пытается продвигать.


Обнародованные документы Организации Объединенных Наций, ОБСЕ (в выработке и, собственно, принятии которых Россия принимала активное участие), как раз-таки убедительно подтверждают, что на протяжении трёх десятилетий наша страна в национальном качестве и как сопредседатель Минской группы прилагала последовательные усилия по политико-дипломатическому урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, и было сделано немало. В основе российской линии (мы, собственно, об этом постоянно говорили, но теперь это видно уже и из этих документов) всегда находился поиск разумного баланса двух составляющих: уважение территориальной целостности Азербайджанской Республики и обеспечение прав, интересов коренного карабахского населения в соответствии с общепризнанными международными принципами и стандартами. Переговоров, «как вы выразились, вокруг» (это ваша цитата) независимости Арцаха, присоединения к Армении (опять же, вас процитировала), Москва никогда не вела.


По поводу ответа Игоря Валентиновича Попова на вопрос средств массовой информации в 2021 году: я хотела бы напомнить, тогдашний российский сопредседатель Минской группы с фактами на руках опроверг утверждение премьер-министра Армении Пашиняна в его статье (а статья называлась «Истоки 44-дневной войны») о том, что российские предложения по урегулированию конфликта якобы сводились к возврату Азербайджану семи районов «просто так» (опять же, оттуда цитата), без решения вопроса о статусе Карабаха. На самом деле, всё было несколько иначе, если не сказать наоборот. Удостовериться в этом легко — посмотрите.


Ну вот, нужно просто вдумчиво вчитаться, прочитать опубликованные на сайте правительства Армении декларации о первом этапе и дальнейших шагах по нагорно-карабахскому урегулированию. Нужно также внимательно прочитать проект заявления России, США и Франции в поддержку упомянутой декларации и проект соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. Эти документы обсуждались на армяно-азербайджанских переговорах ещё до смены власти в Ереване, которая произошла в мае 2018 года. Ни одна из сторон их не отвергала, хотя полного согласия достичь не удавалось.


Главное, что вы увидите: переговоры велись на регулярной основе вплоть до 2018–2019 года, когда администрация Пашиняна, вместо того чтобы продолжить переговорный процесс, фактически, по сути, прервала переговорный процесс, или предметный диалог. В Ереване заговорили о том, что международное признание независимости Арцаха «было, есть и останется» (как было сказано) приоритетом для Армении. Это было сказано в марте 2019 года в Степанакерте. Вот ещё цитата: «Арцах — это, Армения и точка». Тоже Степанакерт, правда, 5 августа 2019 года. А что случилось после этого, мы же с вами прекрасно помним: Вторая Карабахская война осенью 2020 года. Остановить её удалось только усилиями России и непосредственно президента нашей страны Владимира Путина.


За прошедшее время изменилась позиция не России, изменилась позиция Армении, а лучше, наверное, сказать, руководства этой страны. И причём изменилась радикально. В заявлении по итогам саммита Армения — Азербайджан — Франция и Евросоюз (а этот саммит проходил 6 октября 2022 года, и проходил он в Праге) премьер-министр Пашинян признал территориальную целостность Азербайджанской Республики и Карабах в её составе. О коренном населении региона, его правах и свободах, об их жизни, интересах, об их проблемах в заявлении не сказано ни слова. Одновременно была предана забвению достигнутая в ноябре 2022 года в Москве джентльменская договорённость лидеров России, Азербайджана и Армении отложить решение вопроса о статусе Карабаха в будущем. Обнародованные документы, на наш взгляд, убедительно показывают, что на разных переговорных этапах открывались возможности для политико-дипломатического разрешения конфликта и учёта интересов людей, которые там проживали. Я имею в виду, в регионе.


Для реализации вышеобозначенного требовалось стратегическое видение, требовалась политическая воля противоборствующих сторон. А задача посредника (в данном случае — сопредседателя Минской группы) — помочь Баку, Еревану урегулировать конфликт, а не делать из этого такую бесконечную склоку. И не делать это (я имею в виду вот эти все процессы), не реализовывать их за или вместо сторон.


Да, из этих документов следует, что возможности были, и они были упущены, но это не наша вина. Единственный, наверное, и естественный вопрос в данном случае: а чья тогда эта вина? Ну, это, наверное, не к нам. Всё-таки на него пусть отвечают гражданам Армении руководители этого государства»,- заявила Захарова на брифинге в четверг.

СНБ арестовала архиепископа Аршака Хачатряна
Следующая новость next